БЕРЛИН
- Alex P
- 6 дней назад
- 3 мин. чтения
Обновлено: 4 дня назад


Берлин, столица Германии, славится своим поразительным контрастом, исключительным набором достопримечательностей, яркой культурой и образом жизни, одновременно стремительным и расслабленным.
БЕРЛИН: ЗНАКОВЫЕ МЕСТА

Берлин — редкий пример столицы, где история не уложена в витрину, а продолжает жить на улицах, иногда споря сама с собой. Город не стремится быть «красивым» в классическом смысле, зато почти всегда оказывается значимым.
Самый наглядный символ этой значимости — Рейхстаг. Здание пережило империю, пожар, диктатуру, разделение и объединение, а сегодня своим прозрачным куполом демонстрирует редкую для политики метафору: власть под стеклом и под наблюдением.
Совсем иной Берлин виден с Телебашни на Александерплац. Социалистическое наследие, которое внезапно стало общегородской иконой, по-прежнему доминирует над панорамой и напоминает, что утопии тоже умеют строить долговечные конструкции. Сама площадь Александерплац являет собой пространство вечной перестройки и встреч, где размах соседствует с коммерческой суетой, а берлинская привычка к незавершённости ощущается особенно остро.
Аккуратный противовес этому хаосу — Музейный остров: ансамбль, где Берлин неожиданно говорит языком классики, системности и культурной памяти, подчёркивая, что у города есть не только биография, но и библиотека.

Попросим Владимира Набокова описать свои впечатления от Берлина стихами. Итак, 1925 год, «Берлинская весна»:
Нищетою необычной
На чужбине дорожу.
Утром в ратуше кирпичной
За конторкой не сижу.
Где я только не шатаюсь
В пустоте весенних дней!
И к подруге возвращаюсь
Все позднее и поздней.
В полумраке стул задену
И, нащупывая свет,
Так растопаюсь, что в стену
Стукнет яростно сосед.
БЕРЛИН: ИСТОРИЯ ГЕРБА

На гербе Берлина изображён медведь — решение, которое кажется очевидным и потому обманчиво простым. Но на деле его путь к статусу единственного символа города был долгим, неровным и сопровождался оживлёнными геральдическими дискуссиями.

Изначально медведь вовсе не был главным знаком Берлина. В средневековой символике города он долгое время сосуществовал с куда более влиятельными фигурами — красным бранденбургским и чёрным прусским орлами. Орлы обозначали политическую реальность: принадлежность к Бранденбургу, а затем и к Пруссии.

Медведю же отводилась роль скорее «местная» — знак растущего значения города и его столичных амбиций. Сегодня это историческое наследие можно проследить на гербе берлинского района Шпандау, который и сам долго время был самостоятельным городом.
С точки зрения классической геральдики берлинский медведь относится к так называемым «говорящим фигурам»: старонемецкое Bär звучит как первый слог названия города. Существует и альтернативное объяснение — связь с Альбрехтом по прозвищу Медведь, основателем и первым графом Бранденбурга.

Документальных доказательств ни одной из версий не найдено. Несмотря на очевидность и простоту объяснения герба, многие немецкие геральдисты старой школы продолжают упорствовать в своем мнении относительно символа города. Дословно: «Почему берлинцы выбрали в качестве своей эмблемы именно медведя точно выяснить невозможно из-за отсутствия соответственной подтверждаюшей документации».

После объединения окрестных городов в единый берлинский кластер в начале XVIII века медведь окончательно утвердился как главный символ, хотя ещё долго соседствовал с орлами. Лишь после падения Германской монархии в 1918 году медведь остался один — без надстроек и политических напоминаний. В таком виде герб пережил разделение и объединение города, а с 1954 года используется в современной форме.
Городская корона в виде крепостной стены над щитом появилась в XIX веке и сегодня зарезервирована для официальных учреждений. А медведь без короны стал общегородским знаком — демократичным и узнаваемым. Сегодня не больше не возникает сомнений: если символ Берлина — медведь, то берлинцы однажды решили, что другой зверь им просто не нужен.
БЕРЛИН: ЗАБАВНО УЗНАТЬ
О скульптуре, которая была похищена, возвращена и представлена к награде.
Бранденбургские ворота — редкий архитектурный объект, который одинаково уверенно чувствует себя и в учебниках истории, и на сувенирных магнитах. Задуманные в конце XVIII века как торжественный въезд в столицу Пруссии Берлин, они изначально назывались вполне миролюбиво «Ворота мира».

Главное украшение ворот: богиня победы Виктория в колеснице, запряжённой четырьмя лошадьми. В 1806 году Наполеон, не без чувства символизма, вывез эту композицию в Париж как трофей. Берлин остался без своего небесного экипажа, но ненадолго. После падения Наполеона колесница вернулась обратно, но уже с обновлённой биографией.
Именно тогда Виктории на колеснице вручили, по сути, государственную награду: Железный крест, установленный на венке из дубовых листьев. Формально, конечно, награждали не скульптуру, а прусскую победу, но визуально всё выглядело так, будто Виктория получила орден за храбрость и образцовую службу отечеству. С этого момента она перестала быть просто аллегорией мира и окончательно превратилась в символ военного триумфа.



Комментарии